Концерт для саксофона с оркестром

{lang: 'ru'}

концерт для саксофона с оркестром

Концерт ми-бемоль мажор для саксофона с оркестром – одно из последних произведений композитора А.К. Глазунова. Оно было написано в 1934 году. В это время Глазунов жил в Париже, куда уже успели проникнуть традиции джазовой музыки. Этот новый стиль понравился композитору своей идеей импровизации и ритмическим многообразием. Кроме того, он познакомился с творчеством местного духового оркестра Республиканской гвардии, в состав которого по традиции входят несколько разновидностей саксофонов. Исполнительское мастерство музыкантов этого оркестра вызвало восхищение композитора. Так в творчестве Глазунова появилось новое направление – музыка для саксофона.

Первое из сочинений этого жанра – Квартет для четырех саксофонов – было посвящено артистам оркестра Республиканской гвардии. В их исполнении оно и прозвучало впервые в 1933 году. Премьера произведения имела большой успех, что вдохновило композитора продолжить работу в этом необычном для некоторых его почитателей направлении. Менее чем за три месяца он пишет Концерт для саксофона со струнным оркестром. Эту работу он посвящает датскому саксофонисту Сигурду Рашеру, который своими советами помогал рождению произведения, а в конце 1934 г. впервые представил его публике. В последующие годы этот Концерт Глазунова часто исполнялся в Европе, а в Советском Союзе впервые прозвучал только в 1948 году, уже после смерти композитора.

Общее музыкальное настроение Концерта лирическое, окрашенное лёгкими тонами печали. И хотя в нём присутствуют также более энергичные, яркие эпические и драматические моменты, разделы произведения не контрастируют между собой, создавая цельный прозрачный образ.

Из всего семейства саксофонов Глазунов выбрал для этого Концерта альтовую разновидность. Струнное сопровождение выгодно подчеркивает сочность и полноту звука саксофона. Исполнителю же предоставлена возможность показать всё своё мастерство и возможности инструмента, так как в партитуре присутствует множество моментов, требующих виртуозности: скачки, трели, глиссандо и мелкие пассажи, особый акцент сделан на ровности звука, отсутствии вибрато.

Конечно, саксофон здесь звучит совершенно не так, как в джазовых композициях. Но замечу, что исполнение классических произведений на саксофоне учит наиболее строгому отношению к музыкальному материалу. Действительно, здесь необходимо четкое исполнение каждой ноты и паузы, причем каждый звук должен быть произнесен таким штрихом и с такой громкостью, как написано, иначе произведение не получится таким, каким его задумал композитор.

Похожие исполнители:
Появление саксофона
{lang: 'ru'}Музыкальный инструмент саксофон был изобретен и впервые сконструирован в конце 1841 года бельгийским мастером духовых инструментов Адольфом Саксом. Несмотря...